Группы здоровья детей
Для градации здоровья детей используют его качественную характеристику. Детей на основании результатов медицинских осмотров распределяют по 5 группам здоровья:
1 – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;
2 – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений;
3 – больные в компенсирующем состоянии;
4 – больные в субкомпенсированном состоянии;
5 – больные в декомпенсированном состоянии.
П е р в а я г р у п п а – это школьники, у которых отсутствуют хронические заболевания, недолго или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые, без отклонений).
В т о р у ю г р у п п у составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.
Уточнение состава этой группы особенно важно, так как функциональные отклонения в той или иной мере препятствуют таким детям в осуществлении их социальных функций.
Т р е т ь я г р у п п а объединяет тех, кто имеет хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).
К ч е т в е р т о й г р у п п е относятся учащиеся с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).
В п я т у ю г р у п п у включаются больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и наблюдаются по индивидуальным схемам.
Такой учет позволяет:
1) получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья учащихся данного образовательного учреждения, района или города с целью планирования оздоровительной работы;
2) оценить эффективность лечебно-профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении;
3) выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей;
4) определить потребность в специализированных мероприятиях и кадрах.
С. М. Громбахом (1981) была предложена еще одна группировка популяции, которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает возможность осуществления им основных присущих ему социальных функций. Она в большей степени учитывает специфику контингента учащихся и также включает 5 групп:
1 – свободное, неограниченное осуществление социальных функций;
2 – частичное, в узком направлении, ограниченное осуществление своих социальных функций;
3 – ограниченное осуществление социальных функций;
4 – резко ограниченное осуществление социальных функций;
5 – невозможность осуществления присущих данному лицу социальных функций.
Причины неблагополучия здоровья учащихся
- · стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
- · недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
- · перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс;
- · неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием);
- · невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.
Отрицательные факторы, влияющие на здоровье школьников
1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
2) «школьные стрессы»;
3) распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;
4) неправильная организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;
5) питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
6) предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом (так называемых «школьных болезней»);
7) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
8) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
9) некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Типы дезадаптации школьников
С. А. Беличева (1993, 2000) выделяет 3 типа детско-подростковой дезадаптации:
- · патогенную, вызванную отклонениями психического развития и нервно-психическими заболеваниями;
- · психосоциальную, проявляющуюся в трудновоспитуемости;
- · социальную, проявляющуюся в нарушении норм морали и права, в «педагогической запущенности» учащихся.